minimalnaya-produktovaya-korzina1

Аналитика цен на продукты в 2019

Опубликовано: Категория: Новости

Как изменится стоимость продуктов и услуг, от чего это зависит и можно ли на это повлиять? Эксперты и участники потребительского рынка дали свои прогнозы.

Согласно данным Туластата, цены на продовольственные товары за декабрь 2018 года в Тульской области выросли на 2% относительно ноября. Общий же рост за год составил 6,3% (в сравнении с данными декабря 2017 года).

На стоимости традиционно сказываются цены на электричество, газ, топливо. Немаловажную роль играет курс доллара и евро: при экспорте российских товаров цена, которую готовы платить покупатели за границей, как правило, выше, а значит, более привлекательна для производителей.

Рыба и морепродукты

Особенно чувствительны к курсу иностранной валюты морепродукты, поскольку именно мировой рынок диктует цены на этот вид товаров.

– Цена на рыбу в российских магазинах формируется из нескольких составляющих: объема предложения, спроса, цены на внешнем рынке и стоимости перевозки, – рассказывает начальник коммерческого отдела ООО «Балтик Продукт» Роман Манаенков. – Поскольку цена на внешнем рынке выше, то рыбодобытчики стараются большую ее часть продать там, отсюда на внутреннем рынке объем предложения уменьшается, а значит, цена также идет вверх. Но это не говорит о дефиците рыбы на российском рынке и необходимости ввода на уровне государства каких-то жестких требований к объемам рыбной продукции, которая должна оставаться на российском рынке. Каждый житель нашей страны, согласно данным статистики, в год потребляет примерно 12 кг рыбы. Это не много, если учесть, что несколько лет назад россиянин съедал примерно 22 кг в год. Некоторое влияние на цены оказывает объем продукции на рынке.

Как правило, «в сезон» – во время добычи – рыба дешевеет примерно на 20%.

– Если проанализировать цены на рыбу в течение года, то можно заметить существенные колебания стоимости в зависимости от сезона: например, скумбрия и горбуша добывается в июле – сентябре. Соответственно, именно в эти месяцы она будет наиболее доступна для потребителя.

По словам Романа Манаенкова, мировая цена на море­продукты играет важную, но не ключевую роль. Достаточно большую роль имеет и стоимость доставки продукции до потребителя.

– Объясняю, как формируется цена: например, треска экспортируется по 4 евро за килограмм, соответственно, по такой же цене она предлагается и на российском рынке – примерно 280 рублей за тот же вес. К этой цифре прибавляется 10% НДС, стоимость доставки, взносы на хранение и прочие платежи. То есть до розничной сети она уже доходит на уровне 320 рублей за килограмм. Если же говорить в целом, то пока в этом году мы не ожидаем глобальных изменений цен на морепродукты, возможен незначительный рост в пределах 4-5%.

Мясо

Прогнозировать цены на свинину и говядину пока рано, отмечают эксперты. Большое влияние на конъюнктуру рынка мяса и мясной продукции определяет стоимость кормов, на которые, в свою очередь, влияют цены на горюче-смазочные материалы и удобрения. Аграрии уже начали их закупку. Именно селяне произведут корм для скота, и от того, насколько этот процесс будет затратным, будет зависеть цена за килограмм живого веса.

Несколько дешевле процесс производства мяса в том случае, если производитель самостоятельно заготавливает корм. В Тульской области по такому принципу работает ООО «ПХ «Лазаревское». Предприятие производит как зерно и другие кормовые культуры, так и мясную и молочную продукцию.

– Если остановить рост цен на ГСМ и удобрения, энергоносители, введение и повышение различных налогов и сборов, то, конечно, получится остановить и рост цен, – говорит генеральный директор ООО «ПХ «Лазаревское» Александр Гильмуллин.

Если предприятие на фоне растущих расходов на производство начнет сдерживать оптовые цены, то настанет момент, когда оно будет работать в убыток.

– В связи с тем, что стоимость ГСМ и удобрений в преддверии посевной уже начало постепенно дорожать, то логично, что это отразится на ценах сельхозпродукции, – пояснил Александр Гильмуллин. – Однако окончательно процент роста станет понятен ближе к весне.

Отчасти снизить затраты на мясную продукцию и колбасы может модернизация производства. Однако этот процесс не бесконечный, да и не быстрый.

– Оборудование недешевое, а значит, должно пройти время, пока оно окупится. С другой стороны, многие сталкиваются с дефицитом квалифицированных специалистов. Покупая, например, современный дорогостоящий трактор, нужно понимать, кого сажать за руль, – нужно найти или обучить специалиста, потратить на это время и деньги.

Но цена, которую мы видим в магазинах, зависит не только от стараний производителей снизить затраты на производство. Важную роль здесь играют наценки розничных магазинов. Именно поэтому «Лазаревское» большую часть продукции предпочитает реализовывать через свои торговые точки.

– Примерно 75% потребительской продукции мы продаем через собственные фирменные магазины. В них у нас минимальная наценка, позволяющая держать цены приемлемыми для покупателей. На большую часть товаров мы не поднимали цены последние 3-4 года. В некоторые сетевые магазины наша колбасная, мясная и молочная продукция поставляется, но это идет через посредников. Поскольку и у тех, и у других огромные транспортные расходы, это не может не сказаться на цене. Многие хотели бы с нами сотрудничать, но при условии, что снизим оптовую цену. Нам это невыгодно, наша продукция не дороже аналогичных товаров, но работать себе в убыток мы тоже не можем позволить, – поясняет Александр Гильмуллин. – В этом году мы не предполагаем значительного роста цены на нашу продукцию. Если случится подорожание, то оно будет незначительным.

Молоко

О существенном влиянии транспортной составляющей и различных сборов на конечную цену продукции говорят и производители молока.

– Путь, который проделывает молоко от фермеров до нас, достаточно короткий. Именно поэтому в оптовой цене у нас, производителей, транспортная составляющая занимает не более 5%. От производителя же до полок магазинов продукция едет дольше, поэтому здесь этот фактор оказывает большее влияние, – рассказывает Екатерина Фарафонова, начальник отдела маркетинга ОА «Тульский молочный комбинат». – Тульский молочный комбинат занимает на тульском рынке значительную долю, успешно конкурируя с федеральными производителями молочных продуктов и регулярно пополняя ассортимент новой продукцией. Чтобы не зависеть от колебаний цен на корма, горюче-смазочные материалы и прочее, АО «Тульский молочный комбинат» заключает годовые контракты с поставщиками молока. Это позволяет стабилизировать цены на продукцию в течение года. Мы в этом году не ожидаем существенных изменений цен на нашу продукцию.

Годовые контракты с поставщиками молока уже заключены, а значит, в течение всего года цена будет стабильной.

— Внести корректировки в условия договора могут только форс-мажорные обстоятельства, такие как резкий скачок курса доллара или евро. Если этого не случится, то цена, по которой мы продаем оптовикам нашу продукцию, останется неизменной, – говорит Екатерина Фарафонова.

Что же касается розничных магазинов, то большая часть продукции АО «ТМК» реализуется именно через сетевые торговые точки. Предприятие регулярно проводит различные акции и участвует в акциях крупных продавцов – фиксированная закупочная цена на молоко позволяет меньше зависеть от изменений условий рынка.

Куры и яйца

По данным статистики Минсельхоза РФ, к 17 января средняя цена сельскохозяйственных производителей на мясо кур поднялась до 117,20 тыс. руб. за тонну (на 21,8% больше, чем в январе 2018 года. Согласно данным Росстата на 14 января, килограмм куриного мяса в рознице в среднем стоил 152,71 руб. Это на 0,3% больше, чем неделей ранее, с начала года рост 0,8%, а по сравнению с аналогичным периодом 2018 года цены выросли на 22,4%. И это при общем падении экспорта российского продукта за границу и ввоза импортного мяса кур. То есть отечественного продукта на рынке стало больше, однако цена его при этом не снизилась.

Причина роста цен связана с увеличением в 2018 году ценника на зерно и комбикорм, их многие российские производители закупают за рубежом.

Корма и ветпрепараты занимают до 60% в структуре себестоимости куриного мяса.

Кроме этого подорожали электричество и топливо. При этом отпускные цены производители сдерживали, однако в конце года был достигнут предельный уровень разницы между реальными затратами на производство и оптовыми ценами, при сохранении последних производители начали бы работать уже в убыток.

Хлеб

Помимо стоимости молочных продуктов и яиц, транспортных расходов на конечную цену хлеба влияет и стоимость муки. В 2018 году зерновых в России было собрано на 17-20% меньше, чем годом ранее, при этом объемы экспорта существенно выросли. Сокращение урожая и рост поставок за границу спровоцировали рост цены.

К конечной цене добавляется еще и НДС, который вырос на два процента. Соответственно, стоимость мучных изделий растет.

«Руспродсоюз» прогнозирует: хлеб в 2019 году подорожает на 6-7%.

Топливо

По данным Росстата, розничные цены на бензин в РФ в 2018 году выросли на 9,4% по сравнению с 2017 годом. За вторую неделю 2019 года оно подорожало в среднем еще на 0,5%, а дизельное топливо прибавило 0,8% за тот же период по сравнению с концом декабря.

Средняя цена в России за литр АИ-92 составляла по данным на 14 января 41,75 рубля, АИ-95 – 45,04 рубля, АИ-98 – 50,91 рубля, дизельное топливо – 47,22 рубля.

Согласно официальным данным статистики, цены на заправках Тулы в середине января превышали общероссийские показатели: АИ-92 – 42,01 рубля, АИ-95 – 45,39 рубля, АИ-98 – 51,12 рубля, дизельное топливо – 46,72 рубля. Правда, если брать данные по ЦФО, в Туле цены опережают средние только на ДТ и АИ-92.

Напомним, в октябре прошлого года вице-премьер Дмитрий Козак в ходе совещания с десятью самыми крупными российскими нефтекомпаниями утвердил максимальный рост цен на бензин в 2019 году. По итогам совещания Минэнерго и ФАС подписали соглашения с компаниями, в соответствии с которыми рост цен не превысит 1,7% в январе.

С 1 февраля нефтя­ники будут индексировать цены так, чтобы к концу года не превысить прогнозную среднегодовую инфляцию (4,6%).

Потребительская корзина может прибавить в цене

Федеральный исследовательский центр питания и биотехнологии выступил с предложением увеличить в потребительской корзине россиян объем мяса, рыбы, творога и яиц. При этом предлагается снизить количество хлеба, растительных жиров, сахара и соли. Инициатива поступила на рассмотрение в Мин­труд.

Такие корректировки предложены на фоне увеличения числа россиян, страдающих лишним весом, ожирением и диабетом. Для профилактики предлагается увеличить в продуктовой корзине долю мяса и мясных продуктов на 5%, рыбы – на 16%, творога и яиц – на 14%, птицы – на 11%. Фруктов и овощей тоже нужно больше на 17%.

При утверждении нового содержания цена потребительской корзины неизменно увеличится. Прирост может составить до 30 процентов.

Источник: myslo.ru